МБУК «Карачевская межпоселенческая районная библиотека им. Баранских Н.Н. и Н.В.»
Главная » Статьи » Библиотека » Литературный календарь

Классик литературы XX века
  Современному читателю Вера Федоровна Панова мало знакома, ее собственные книги сегодня практически не читают. На самом деле, эта писательница была классиком советской литературы, литературы XX века, чьи книги были любимы и интеллектуальной элитой, и массовым читателем.
 Творчество В. Пановой включает романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии. Вера Федоровна Панова знала на собственном опыте, что такое сталинские репрессии и потеря любимого человека, долгим и тяжелым был ее путь по дорогам Великой Отечественной войны.
  Родилась Вера Панова в Ростове-на-Дону 20 марта 1905 года. Рано лишилась отца. Из-за финансовых проблем Вера смогла окончить только 4 класса гимназии, но тяга к знаниям взяла верх – дома девочка самостоятельно постигала школьные науки, читала море книг, а подростком начала сочинять стихи. Редакторы местных и районных газет с удовольствием печатали фельетоны, очерки и статьи начинающей 17-летней журналистки, отмечая тонкий юмор и отменную иронию. Пути Пановой пересекались с россыпью писателей. Представительница провинциальной прессы однажды познакомилась с Николаем Погодиным, Александром Фадеевым, Владимиром Маяковским и Сергеем Есениным. К середине 30-х годов, когда переехала в Ленинград, Вера Федоровна сама начала пробовать силы в художественной литературе и драматургии. Первая пьеса «Илья Косогор» принесла автору первую премию – за победу на конкурсе пьес для колхозного театра, а вторую пьесу «В старой Москве» столичной публике представил режиссер Юрий Завадский.
    Война с немцами застала Веру Панову под Ленинградом. Эвакуироваться писательница не успела. На оккупированной территории Панова познала на собственном опыте всю глубину народных бедствий.  Тяжелые испытания и мытарства легли в основу пьесы «Метелица». Перенесенные страдания и знакомство с судьбами людей, встреченных на пути, подарили писательнице новые идеи для книг.
   В конце 1943 года в редакции газеты, она получила задание поехать корреспондентом в «образцовом» санитарном поезде, чтобы написать брошюру об опыте работы его персонала, так под стук колес и начала создаваться повесть «Спутники» — лучшее произведение Пановой, в будущем известной на весь Советский Союз и принадлежащее к классике литературы советского периода. Панова была принята в Союз писателей России.  
 Повесть «Спутники», вышедшая в 1946 году – самая громкая литературная сенсация. Невероятный читательский успех, сопоставимый только с оглушительным успехом повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, вышедшей в том же году. И у Пановой, и у Некрасова – правда, почти документальная. Нет ни слова лжи. Через год Панова получит Сталинскую премию – знак настоящего государственного признания. Известно, что «Спутники» высоко оценил главный читатель страны – Иосиф Сталин.
   В этой повести Панова сумела создать небольшую, но выразительную галерею характеров. По своему построению «Спутники» представляют собою как бы цепь законченных портретных новелл, которые незаметно для читателя, создают целостный, достаточно масштабный художественный организм. 
  Судьбы героев Пановой драматичны и неизменно даны в перспективе их жизненного развития: живя в настоящем, они раскрывают свою душу, обращаясь к воспоминаниям о прошлом, а их мечты о будущем, но очень разные.
   Повесть «Евдокия», историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, написанную в 1944, зритель увидел в 1961 году.
  В 1947-м, Панова вновь оказалась в эпицентре литературной дискуссии. Вышел ее роман «Кружилиха» о рабочих уральского завода. Затем литературное наследие Веры Федоровны украсила повесть «Сережа» о буднях мальчика-дошкольника, который обзавелся папой, пусть и не родным. Трогательное произведение заставляет взглянуть на жизнь глазами ребенка, прочувствовать его переживания, счастье и беды. Экранизация повести стала режиссерским дебютом Георгия Данелия.
   Произведения «Валя» и «Володя» объединил в фильме «Вступление» (1963) Игорь Таланкин.
   На закате жизни Вера Федоровна отправилась по волнам истории России, она пишет о княгине Ольге, Иване Грозном и других деятелях, которые собрались под обложкой тома «Лики на заре».
  Подача материала необычна, автор предлагает читателям сравнивать персонажей, проводить аналогию между временами, думать о роли народа в событиях, ответственности властей за судьбу нации.
   В последние годы жизни женщина создавала мемуарные произведения. Точку в творческой биографии Веры Пановой поставило автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях», которое увидело свет уже после кончины автора.
  Вера Федоровна снискала не только читательскую и зрительскую любовь. Женщину признали на высшем уровне: награждена тремя Сталинскими премиями и орденом Трудового Красного Знамени. Книги советской писательницы переведены на многие языки мира.
  Вера Федоровна Панова отличалась добрым и отзывчивым нравом, что отразилось в творчестве Сергея Донатович Довлатова. Писатель, который славился острым и ироничным пером, не щадящим никого. В его прозе нашлось место и для Веры Федоровны, которая жила по соседству. Женщина – единственная положительная героиня в произведениях Довлатова. 
  Вера Фёдоровна Панова скончалась 3 марта 1973 года и похоронена на кладбище в Комарово под Ленинградом.
  Приглашаем открыть для себя или перечитать произведения Веры Пановой, обратившись в районную библиотеку.

 
Е. Н. Васильева, зав. отделом обслуживания
 
Категория: Литературный календарь
Просмотров: 54
Всего комментариев: 0
avatar